Новости> Полезная информация > Как защитить свои права > Действия юридических лиц в случае приобретения некачественной кабельной продукции

Действия юридических лиц в случае приобретения некачественной кабельной продукции

Юридические лица – организации приобретают кабельно-проводниковую продукцию (КПП), как правило, у поставщиков: организаций, осуществляющих производство КПП, или организаций, осуществляющих оптовую торговлю данной продукцией. Недостатки в КПП могут быть выявлены при приемке указанной продукции по количеству и качеству непосредственно после доставки продукции на склад покупателя или ее прокладке (монтаже) либо в процессе эксплуатации. Для того чтобы покупатель имел возможность потребовать от поставщика (продавца) продукции устранения недостатков и возмещения убытков он должен надлежащим образом осуществить действия, связанные с приемкой продукции по количеству и качеству.

Как правило, порядок приемки продукции по количеству и качеству определяется в договоре поставки (купли – продажи). В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.

Особенность приемки КПП по договорам поставки (купли-продажи) между коммерческими организациями состоит в том, что покупатель далеко не всегда имеет возможность осуществить в полном объеме приемку продукции по качеству в момент ее доставки на склад покупателя, поскольку указанная продукция поступает в зашитых барабанах и хранится в таком состоянии на складе до ее прокладке (монтажа). В связи с этим в договоре поставки (купли-продажи) необходимо отразить срок, в течение которого, с момента доставки продукции на склад покупателя, последний осуществит ее приемку по количеству и качеству. Указанный срок необходимо соблюдать, поскольку его нарушение без уважительных причин может повлечь за собой отказ в удовлетворении претензий и требований покупателя к поставщику в связи с поставкой некачественной продукции.

1. Для осуществления приемки продукции по количеству и качеству в организации приказом руководителя создается комиссия.

В случае выявления покупателем (комиссией покупателя) каких-либо недостатков или несоответствия товаров условиям договора о качестве, количестве, ассортименте, комплектности, таре (упаковке), покупатель обязан:

1) приостановить приемку продукции, обеспечить сохранность указанной продукции и принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией;

2) отразить факт выявления недостатков или несоответствия продукции условиям договора, а также факт приостановления ее приемки в первичном учетном документе. Таким документом может быть АКТ О ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ (форма N ТОРГ-1), который применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации;

3) уведомить поставщика о выявленных несоответствиях и недостатках продукции и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для дальнейшей совместной приемки продукции и составления двустороннего акта.

Если срок уведомления не указан в договоре поставки (купли-продажи), предусмотрена обязанность покупателя незамедлительно письменно уведомить поставщика о недостатках или несоответствиях продукции.

Вызов поставщика осуществляется телеграммой в адрес поставщика или по факсу либо по электронной почте, если это предусмотрено договором, и должен содержать: наименование товара, реквизиты товарно-сопроводительных документов, перечень выявленных несоответствий и недостатков, состояние тары, пломб, дату и место приемки. Уполномоченный представитель поставщика должен прибыть к месту приемки в срок, указанный в уведомлении покупателя, и иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Представитель поставщика допускается к участию в приемке, если он доверенностью, выданной руководителем организации–поставщика, наделен полномочиями на участия в приемке продукции и подписания документов (актов) по результатам приемки;

4) с момента прибытия представителя поставщика возобновить приемку продукции по количеству и качеству. Представитель поставщика участвует в приемке продукции совместно с членами комиссии покупателя.

В ходе приемки продукции необходимо учитывать требования ст. 474 ГК РФ, согласно которой проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. Если порядок проверки качества товара не установлен, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.

Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.

При необходимости по соглашению сторон для проведения испытаний приглашаются специалисты или эксперты. Стороны могут отобрать образцы продукции и направить их в согласованное экспертное учреждение на техническое исследование. В этом случае выводы этого экспертного учреждения о причинах несоответствия продукции требования к качеству принимаются поставщиком и покупателем, что является основанием для урегулирования конфликтной ситуации;

5) результаты приемки продукции по количеству и качеству отразить в первичном учетном документе. Таким документом может быть АКТ ОБ УСТАНОВЛЕННОМ РАСХОЖДЕНИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ (форма N ТОРГ-2) или ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ (форма № ТОРГ-3)[i]. Указанные акты применяются для оформления приемки товарно - материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

2. В случае неприбытия представителя поставщика в назначенное время для участия в приемке продукции и составлении двустороннего акта, поставщик вправе, без участия представителя поставщика, возобновить приемку товара, пригласить для участия в ней представителя региональной торгово-промышленной палаты, который, при необходимости, осуществит отбор образцов для экспертного исследования. Экспертиза продукции (образцов), на предмет нарушения требований к ее качеству, может быть проведена специалистами торгово-промышленной палаты или иными специализированными учреждениями.

По результатам приемки продукции по количеству и качеству без участия представителя поставщика (продавца) также может быть составлен АКТ ОБ УСТАНОВЛЕННОМ РАСХОЖДЕНИИ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ПРИ ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ (форма N ТОРГ-2), в котором, помимо результатов приемки, отражается факт уведомления поставщика о выявлении недостатков в продукции и вызова его представителя для участия в приемке и составлении двустороннего акта. Данный акт, вместе с членами комиссии, подписывают и приглашенные для участие в приемке продукции третьи лица, в том числе представитель торгово-промышленной палаты.

3. После проведения экспертиз и определения размера убытков, причиненных покупателю в результате поставки некачественной продукции, покупатель вправе предъявить поставщику (продавцу) претензию и по своему выбору потребовать:

соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

 

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или недостатков, которые выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Если поставщик не удовлетворит требования покупателя, изложенные в претензии, последний вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных поставкой товара ненадлежащего качества.

4. Приблизительно тот же порядок применяется и при выявлении недостатков в продукции при ее установке, прокладке, монтаже или в период эксплуатации в пределах гарантийного срока или срока годности продукции: необходимо отразить техническую неисправность в соответствующем акте, незамедлительно уведомить поставщика о наличии недостатков, вызвать его представителя, провести исследования продукции, при необходимости с участием эксперта (специалиста) определить причины неисправности, меры по их ликвидации и способы возмещения убытков.

5. При получении товара от перевозчика покупатель обязан проверить соответствие веса брутто и количества тарных мест сведениям, указанным в транспортных документах. При обнаружении повреждения тары (упаковки) товара, наличии признаков порчи товара и (или) при несоответствии товара сведениям, указанным в транспортных документах, покупатель обязан потребовать от перевозчика составления коммерческого акта, а при доставке груза автомобильным транспортом - отметки на транспортной накладной или составления акта.

В случае принятия от перевозчика продукции с недостатками, возникшими по вине последнего, применяется законодательство, регулирующее деятельность соответствующего перевозчика.

В отношении железнодорожного перевозчика - Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта»; в отношении автомобильного перевозчика - Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; в отношении экспедитора - Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Перечисленные Федеральные законы, а также ведомственные нормативные акты детально регулируют порядок приемки грузов от перевозчиков и порядок предъявления к ним претензий.

6. Кроме того, в целях противодействия обороту некачественной продукции Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт), его территориальные органы - межрегиональные территориальные управления Росстандарта (далее - МТУ Росстандарта) осуществляют государственную функцию по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.

Одним из направлений государственного контроля (надзора) в деятельности Росстандарта является проведение документальных, а также плановых и внеплановых выездных проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов и обязательных требований государственных стандартов.

Годовые планы выездных проверок формируются, в том числе, на основе мониторинга обращений граждан, организаций, общественных объединений по вопросам обращения на рынке продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и обязательным требованиям государственных стандартов, публикаций в средствах массовой информации.

Одним из оснований внеплановой проверки является поступление в центральный аппарат Росстандарта, МТУ Росстандарта обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Должностные лица, осуществляющие государственную функцию, имеют право:

1) требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

2) проводить оценку соответствия продукции обязательным требованиям государственных стандартов и технических регламентов;

3) проверять правильность маркирования знаком обращения на рынке (знаком соответствия);

4) проводить исследования, испытания, экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки; при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;

5) проверять наличие документов о проведении подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, их соответствие, срок действия, правильность оформления и регистрации либо сведений о подтверждении соответствия в сопроводительной документации, проводить идентификацию продукции;

6) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;

7) выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

8) привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

9) принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации или иным способом.

Результатом проведения проверки и способом фиксации результата выполнения административной процедуры является оформление акта проверки.

За нарушение требований законодательства о техническом регулировании и нарушение требований технических регламентов (государственных стандартов), а также за реализацию продукции (продажу товаров) ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При непосредственном обнаружении уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляются протоколы об административных правонарушениях. Указанные протоколы составляются немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Составы административных правонарушений определяются статьями 14.43 - 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


[i] Формы № ТОРГ-1, № ТОРГ-2, № ТОРГ-3 входят в альбом образцов унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Поэтому организации имеют право разработать, утвердить приказом руководителя и использовать собственные формы первичных учетных документов. Однако большинство коммерческих организаций, по-прежнему, используют унифицированные формы, что не противоречит действующему законодательству.