Два
ключевых ФЗ
Основополагающий Федеральный закон от 31.07.2020
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»
(далее ? Закон № 248-ФЗ) заложил основы нового подхода к контролю и надзору в
России ? предмет правового регулирования, принципы, предмет и объекты контроля,
как должен быть организован контроль, кто участники этих процессов, порядок
проведения контроля, его новые и особые виды и др.
Подробно этот ФЗ мы рассмотрели здесь: «Новый подход к проверкам
с 1 июля 2021 года: основные изменения».
Вдогонку был принят очень масштабный и большой по
объему Федеральный закон-спутник от 11.06.2021 № 170-ФЗ с
изменениями в отдельные законы в связи с принятием Закона № 248-ФЗ. Он тоже за исключением отдельных положений
действует с 1 июля 2021 года (далее ? Закон № 170-ФЗ).
Его главная цель ? привести положения многих
федеральных законов в соответствие с Законом № 248-ФЗ. Далее рассмотрим, что это за
поправки.
Основное
содержание Закона-спутника № 170-ФЗ
Это 138 статей, вносящих изменения в федеральные
законы о видах контроля (надзора) федерального, регионального и муниципального.
Новые редакции статей для каждого вида контроля
устанавливают его наименование с указанием отнесения к одному из 3-х видов:
федеральному государственному контролю (надзору);
региональному государственному контролю
(надзору);
муниципальному контролю.
По каждому виду контроля установлен его предмет ?
это совокупность обязательных требований, частью которых могут быть
лицензионные требования.
Где
возможен особый контроль
Правительство РФ получило право устанавливать
особенности контроля и надзора на ряде территорий. А именно:
особой экономической зоны (ОЭЗ);
инновационного центра «Сколково»;
свободной экономической зоны;
Крыма и города Севастополя;
опережающего социально-экономического развития;
свободного порта Владивосток;
в Арктической зоне;
«Сириус».
Внесены соответствующие изменения в законы об
этих территориях.
Отмена
закона
Статья 85 Закона № 170-ФЗ говорит о том, что Федеральный закон от 26.12.2008 №
294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утратит силу с 1 января 2025 года.
До наступления указанной даты его положения
применяются только в отношении:
15 видов контроля и надзора из числа не
включенных в предмет регулирования Закона № 248-ФЗ (это некоторые виды лицензионного
контроля, антимонопольный, за СРО, миграционный, гособоронзаказ, наркоконтроль
и др.);
уведомления о начале отдельных видов
предпринимательской деятельности.
Новое в
контроле за соблюдением лицензий
Статья 97 Закона № 170-ФЗ и другие его нормы в целях адаптации к новым подходам
государственного контроля и надзора внесла многочисленные изменения в
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности».
Госконтроль и надзор продолжает осуществляться в
отношении 7 лицензируемых видов деятельности в соответствии с Законом № 294-ФЗ. А в отношении частной охранной
деятельности ? в соответствии с отраслевым законодательством (есть свой ФЗ).
Государственный контроль и надзор в отношении
остальных предусмотренных Законом № 99-ФЗ лицензируемых видов деятельности
теперь осуществляется в соответствии с новым Законом № 248-ФЗ, о котором мы сказали в начале статьи.
При этом в отношении 18 лицензируемых видов деятельности ? самостоятельный
федеральный лицензионный контроль, а в отношении остальных проверка соблюдения
лицензионных требований происходит в рамках отдельных видов контроля (надзора).
Одно из главных изменений ? замена внеплановой
проверки соискателя лицензии или лицензиата (при изменении условий лицензии)
оценкой соответствия лицензионным требованиям как госуслуги.
Предусмотрена возможность периодического
подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям с исключением
проведения в этом случае плановых проверок. Это касается нескольких видов
лицензируемых видов деятельности, в частности:
производства лекарств;
тушения пожаров в населенных пунктах, на
производственных объектах и объектах инфраструктуры;
монтажа, техобслуживания и ремонта средств
обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Изменения также направлены на развитие реестровой модели в сфере лицензирования. В частности,
она предусматривает:
замену переоформления лицензии на внесение
изменений в реестр лицензий;
переход на предоставление исключительно
бесплатных электронных выписок из реестра лицензий;
принятие электронного решения о предоставлении
лицензии посредством утверждения вносимой в реестр лицензии записи об этом;
ведение лицензионного дела в электронном формате
в информационной системе, в которой ведется реестр лицензий;
внесение изменений в реестр лицензий (например, в
случае изменения адреса места нахождения лицензиата, номера телефона, адреса
электронной почты и т. д.) через инфосистему реестра лицензий непосредственно
лицензиатом.
Установлен приоритет электронной подачи в
лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, о внесении изменений в
реестр лицензий.
Учитывая специфику лицензируемых видов
деятельности, уточнено понятие «место осуществления лицензируемого вида
деятельности», поскольку это может быть не только адрес, но и иные данные.
Например, кадастровый номер участка или координаты.
Закон № 170-ФЗ установил для соискателей лицензии и лицензиатов ряд преимуществ:
возможность сокращения срока предоставления лицензии;
предоставление лицензии в отношении части
работ/услуг, если выявлено несоответствие соискателя лицензии требованиям в
отношении отдельных из заявляемых работ, услуг;
упрощенный для лицензиатов порядок внесения
изменений в реестр лицензий в случае изменения наименования вида деятельности,
перечня работ, услуг, переименования географического объекта, улицы, площади
или иной территории, изменения нумерации, почтового индекса;
возможность приостановления действия лицензии в
части работ/услуг.
Также предусмотрено сохранение лицензии в случае
реорганизации лицензиата в форме присоединения к другому юридическому лицу.
СПРАВКА
Закон № 170-ФЗ охватывает порядка 600 000
лицензий, выданных федеральными и региональными лицензирующими органами.
Больше всего он затрагивает
образовательную и медицинскую деятельность, перевозки пассажиров
автотранспортом, фармацевтику.
Отметим, что наиболее ключевые изменения по
лицензиям начнут действовать с 1 марта 2022 года.
Изменения
для саморегулируемых организаций
Статья 82 Закона № 170-ФЗ и другие его нормы внесли изменения в Федеральный
закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О
саморегулируемых организациях».
Они предусматривают возможность применения
информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить:
дистанционное участия в работе СРО;
ведение госреестра СРО исключительно в
электронном виде;
возможность подачи НКО электронного заявления о
приобретении статуса СРО;
предоставление электронных выписок из госреестра
СРО;
формирование СРО плана проверок своих членов на
основе риск-ориентированного подхода, а также ряд мер в области контроля
(надзора) за деятельностью СРО.
Обязательное
согласование с прокуратурой
Статья 3 Закона № 170-ФЗ внесла изменения Закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации». Они учитывают новые
полномочия органов прокуратуры по согласованию проведения
внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также направления
требования прокурора об их проведении.
Новое в
видах проверок
Закон № 170-ФЗ также дополнил положения базового Федерального
закона № 248-ФЗ о контроле и надзоре. В
частности:
уточнил регулирование объектов контроля;
уточнил порядок досудебного обжалования;
внёс изменения в регулирование отдельных
контрольных (надзорных) мероприятий ? выборочного контроля, наблюдения за
соблюдением обязательных требований, выездного обследования;
изменения в порядок рассмотрения возражений на
акты контрольных (надзорных) мероприятий, а также принятия повторного (после
неисполнения ранее выданного) решения.
Заключение
Масштабный Закон № 170-ФЗ способствует полноценному введению
с 1 июля 2021 года новых правил государственного контроля и надзора. Он
поправил более 100 законов. Это Закон о защите прав потребителей, Закон о
персональных данных, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Закон о пожарной
безопасности, Закон об образовании, Закон о техосмотре и др.