Новости> ПАВЕЛ МОРОЗОВ: «Кризис – это и время возможностей»

ПАВЕЛ МОРОЗОВ: «Кризис – это и время возможностей»

Akron Holding воспользовался спадом экономики для приобретения новых активов в России

 

Ведущий игрок на российском рынке ломозаготовки - Akron Holding - на глазах выстраивает полноценную металлургическую производственную цепочку.

 

Холдинг уже консолидировал более 10 заводов, вышедших по итогам 2019 года на общие обороты свыше 20 млрд рублей. (Совокупный оборот компании составил 145 млрд рублей. - Прим. ред.) И это только начало: новый и бурно развивающийся дивизион может продемонстрировать рост в разы. С чем это связано? Каковы перспективы металлургического бизнеса и какие активы обеспечивают ему подобную динамику? Почему даже коронавирусный карантин не только не остановил экспансию Akron Holding, но и даже в чем-то способствовал ей? На эти и другие вопросы в интервью «СО» отвечает генеральный директор ГК Akron Holding Павел Морозов.

 

 

 

- Как отразился на работе Akron Holding коронавирусно-карантинный кризис? Известно, что в условиях введения режима так называемой самоизоляции приходилось останавливать как процедуру ломозаготовки, так и работу металлургических предприятий. Разве предприятия не подпадали под статус компаний непрерывного технологического цикла, а ломозаготовка, соответственно, в часть общей цепочки, обеспечивающей заводы сырьем?

 

- По сути дела, коронавирус вычеркнул из нашей программы развития два месяца - в это время приходилось выводить на дистанционный режим до 80% сотрудников, останавливать ряд производств, серьезно корректировать инвестиционные планы. Может быть, конечно, нам и грех жаловаться - особенно на фоне других отраслей экономики. Мы сумели достаточно быстро отреагировать на ситуацию, включить режим жесточайшей экономии, ограничить себя во всем, урезать расходы. Благодаря запасам на складах, купленным в январе-феврале-марте, и колебаниям курса валют удалось продать сырье по более высоким ценам, нивелировав карантинные потери. Часть предприятий продолжала работать, принимать заказы, но в целом в этот период происходило падение оборотов и даже где-то разрывались выстроенные технологические цепочки. Объемы ломозаготовки вообще просели в 2-2,5 раза.

 

- Когда были сняты все ограничения и возобновилась полноценная работа? Можете ли вы оценить потери, причиненные холдингу вынужденными простоями, в виде недополученных доходов? Равно как и масштабы коррективов, внесенных в инвестиционные программы и планы Akron Holding?

 

- В мае еще сказывались последствия карантинного кризиса, а в июне мы вернулись к стабильной работе, встали на докризисные рельсы - в плане и ломозаготовки, и финансовых показателей предприятий.

 

Наши предприятия расположены во многих российских регионах. И единого понимания того, как реагировать на происходящее, там не было. Поэтому в одних местах нам разрешали работать в нормальном режиме при условии соблюдения санитарных требований, в других - принудительно закрывали.

 

- А в Самаре?

 

- В Самарской области мы работали.

 

Итоговые потери оценить довольно сложно. Безусловно, кризис внес свои коррективы. Одной из «жертв» стали планы торжественно отпраздновать в этом году 20-летний юбилей нашего бизнеса. Ранее мы хотели отметить его с большим размахом - были запланированы корпоративные праздничные мероприятия. Но в итоге пришли к выводу, что устраивать пир во время чумы не совсем правильно и разумно.

 

- Людей за время «дистанционки» и остановок вы потеряли?

 

- К счастью, не был уволен ни один сотрудник в действующих компаниях. Могу отметить две потери, разумеется, неприятные, но несопоставимые с масштабами нашего бизнеса. Первая из них - кризис ускорил окончательное решение о закрытии наших подразделений в Центральной Азии. У нас было два филиала в Казахстане и Киргизии. Вопрос о целесообразности их дальнейшей работы уже стоял, коронавирус просто привел тему к логическому финалу.

 

- Чем вас не устраивала работа в этих странах?

 

- Там есть своя внутренняя бюрократия, связанная с ограничениями на экспорт лома. По большому счету мы видели сложности в работе и не видели перспектив развития. Поэтому в мае последовало решение о закрытии филиалов, и они уже не работают.

 

Вторая потеря - закрытие Алексеевской алюминиевой компании. Мы арендовали предприятие вместе с оборудованием у концерна «РУСАЛ». Запас прочности у проекта оказался недостаточным в условиях коронавирусного карантина. Мы не нашли с «РУСАЛом» понимания по стоимости аренды, и последовало решение договор расторгнуть. Сейчас, соответственно, площадка простаивает.

 

- Персонал уволен? Там много людей работало?

 

- Там было около 130 человек. Большинство уволено, узких, ключевых специалистов мы сохранили, переведя их на другие наши предприятия.

 

- Ранее публично прозвучала информация о наличии у вас бизнес-интересов в Прибалтике? Она актуальна?

 

- Если говорить про Прибалтику, придется предпринимать вторую попытку входа. С первого захода покорить Евросоюз не получилось - возникли сложности - с менталитетом, с кадрами. Там своя специфика. В Прибалтике у нас есть представительства, осуществляющие трейдерскую деятельность, связанную с заготовкой и транзитом лома. Сложности понимали изначально, но недооценили некоторые вещи.

 

- Какой объем инвестиций вложен и будет вкладываться в развитие производственных мощностей Akron Holding? В какой степени инвестиционные проекты холдинга реализованы на собственные средства, в какой - благодаря кредитной поддержке банков-партнеров?

 

- От завода к заводу объем инвестиций варьируется, и общая их цифра была бы не показательной. Ряд предприятий мы получили в относительно неплохом состоянии, какие-то - еще советской постройки, хоть и неплохие, но требуют серьезной модернизации. Планируем активно развивать и жигулевский «Энерготехмаш», и «Псковкабель», и Гайский завод по обработке цветных металлов (постройки 1976 года, Оренбургская область). Понятно, что без помощи банков развиваться сложно, и наши проекты софинансируются за счет кредитных ресурсов. Наши стратегические партнеры - Сбербанк и банк ВТБ.

 

- Планируется ли вообще консолидировать бизнес Akron Holding в одном юридическом лице, возможно, с переходом на единую акцию и с выходом на IPO? С заимствованиями относительно более дешевых денег за рубежом?

 

- Мы идем по пути консолидации всего нашего бизнеса в рамках Akron Holding. При этом некоторые наши активы все еще на стадии интеграции.

 

Есть опыт привлечения иностранных заемных средств в качестве торгового финансирования. С западными - голландскими, швейцарскими, прибалтийскими - банками мы сотрудничали до известных событий в 2014 году, там нас хорошо знают. Но пока западные рынки заимствования для нас закрыты.

 

- Как сегодня выглядит программа развития металлургического дивизиона? Она предполагает приобретение новых активов и запуск новых производств, невзирая на продолжающийся экономический кризис? Каких и где?

 

- Кризис не случайно называют временем возможностей. Свою инвестиционную программу мы корректируем постоянно, но, как ни парадоксально, сложно сказать однозначно - в сторону увеличения или уменьшения. С одной стороны, мы очень осторожно подходим сейчас к теме модернизации и приобретения новых технологических линий. С другой - появилось много интересных предложений по продаже бизнеса. Мы рассматриваем ряд компаний на предмет приобретения и только наиболее перспективные покупаем. Соответственно, растем в том числе за счет новых покупок.

 

- Что приобрели в последнее время?

 

- Буквально несколько дней назад закрыта сделка по приобретению «Балткабеля». Это небольшой - всего 95 работников - кабельный завод, расположенный в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Он уже управляется нашим менеджментом из «СКТ Групп» (она же управляет активами «Псковкабеля». - Прим. ред.).

 

- «Балткабель» приобретен как компания или в виде набора активов? Насколько проблемным было в этот момент предприятие - присутствовал ли стандартный комплект в виде долгов и неэффективного менеджмента?

 

- Купили его как предприятие. Там есть определенная долговая нагрузка, но нельзя сказать, что прежний менеджмент был неэффективным, просто бывшим собственникам стало неинтересно заниматься темой в условиях кризиса. Компания выпускает кабельно-проводниковую продукцию той линейки, которая не представлена сейчас в Пскове. Мощность по катанке - 500 тонн в месяц. Сейчас загрузка лишь 150-200 тонн. Соответственно, перед менеджментом стоит задача вывести «Балткабель» на полные обороты.

 

- Там требуются инвестиции в перевооружение?

 

- Это вполне рабочий завод, хоть и не новый. Не требуется модернизация, достаточно провести текущий ремонт оборудования.

 

Еще одно совсем недавнее приобретение - компания «Петромакс», купленная нами у известного финского холдинга Kuusakoski. Это единственное предприятие на территории РФ, располагающее возможностями утилизации всех видов отходов - и в первую очередь бытовой и электронной техники - по европейским технологиям. Мы достаточно долго вели переговоры, первоначально обсуждалась возможность сделки по схеме 75% + 1 акция. Но коронавирус изменил содержание диалога и ускорил его. В итоге в июне мы купили 100% и уже получили все рычаги управления «Петромаксом».

 

- 2019 год, судя по недавно раскрытой финансовой отчетности компаний холдинга, стал для вас очень успешным. Совокупные обороты производственных предприятий Akron Holding выросли с 14 до 21 млрд рублей, причем максимальный рост продемонстрировали ГЗОЦМ, «Сталькрон», «СКТ Групп». Чем обусловлена такая динамика?

 

- В ней нет ничего удивительного. Каждый завод мы брали в банкротном или в предбанкротном состоянии, с уровнем загрузки в 10-20% от плановой. Заходя на площадку, мы обозначаем в качестве одной из основных задач обеспечение максимального использования производственных мощностей. И находимся в самом начале пути - все наши предприятия еще вырастут кратно только благодаря этому, не говоря уже о результатах установки новых производственных линий и модернизации.

 

- Можно ли ожидать сохранения тренда по итогам 2020 года?

 

- Финансовые показатели однозначно прирастут, но вот насколько именно по итогам 2020 года - сейчас сказать сложно. Проблема в том, что коронавирус никуда не делся. Возможно, будут еще вторая, третья, четвертая и последующие волны заболевания, ситуация очень нестабильна. Все от нас зависящее мы сделаем, но конечный результат слишком завязан на внешние факторы.

 

- Прошел год с перезапуска производства жигулевского «Энерготехмаша». Фактически речь идет о реинкарнации давно обанкротившейся компании, но силами новых владельцев в вашем лице. Каковы перспективы развития площадки «Энерготехмаша» в 2020-2021 годах с точки зрения инвестиционного потенциала, увеличения штатного расписания, роста темпов производства?

 

- Изначально на заводе было три линии, способных производить 2 тыс. тонн продукции в месяц. Когда мы пришли туда, он делал 10%, в первые же месяцы мы увеличили загрузку до 25%. Есть желание на территории «Энерготехмаша» создать кластер по переработке алюминиевых ломов. Планируем разместить металлургическое оборудование, чтобы не везти сырье из Красноярска, - это дает существенную экономию на логистике. Немало и других идей. Сегодня из общей площади предприятия в 28 га используется не более трех га, так что простор для развития велик. Сейчас на «Энерготехмаше» 380 сотрудников, полагаю, до конца 2021 года, если все пойдет по нашему плану, эта цифра вырастет до 800.

 

Все планы на 2020 год по площадке реализуются. Меняем компрессорное оборудование, закупаем две газопоршневые станции для обслуживания предприятия, меняем старую ТЭЦ и приступаем к ремонту всех бытовых помещений. Все это вместе взятое требует затрат около 150 млн рублей, которые быстро себя окупят.

 

Параллельно создаем СП с турецкой компанией «Коч Метиз», имеющей компетенции по производству метизов и алюминиевой фурнитуры. Эта номенклатура станет хорошим дополнением к продукции «Энерготехмаша», который выпускает алюминиевый профиль для различных видов использования. Это СП заработает ориентировочно в октябре-ноябре 2020 года, что позволит создать в Жигулевске новые 100-120 рабочих мест. У данного проекта отличный потенциал. Мы зарезервировали под СП два огромных цеха на территории «Энерготехмаша», там ведется капитальный ремонт, заказывается новое оборудование, чтобы обеспечить импортозамещение востребованной на российском рынке продукции (сейчас она завозится из Турции, Китая и Европы).

 

- Программа модернизации гайского завода уже стартовала?

 

- Стартовала, но там наши планы пришлось несколько скорректировать. Мы уже обновили производственную линию, провели финансовые затраты. Но стратегическая задача покупки пресса для выпуска круглого проката из латуни и бронзы пока не решена. Объем требуемых для этого инвестиций оценивается в сумму до 500 млн рублей, думаю, до октября выберем поставщика и подпишем контракт. Если, конечно, границы России откроют и не последует новых волн коронавируса.

 

- Как задержка реализации этой программы связана с карантином?

 

- Наши специалисты уже должны были лететь за границу, изучать оборудование и то, как оно работает, на местах - у турецких, европейских и китайских производителей. Но случился коронавирус, и поездки пока откладываются.

 

- Вы приобретаете не только работающие, но недозагруженные заводы, но и площадки, на которых теоретически можно разместить новые производства?

 

- Да. Последние примеры - площадка в Тольятти, приобретенная у бывших владельцев нефтегорского «Росската», и активы компании «Ависта». На первой мы запланировали строительство полноценного кабельного завода. Сроки реализации данного проекта - 2021-2022 годы, думаю, что вместе с ним в Тольятти появится до 500 рабочих мест. Размер требуемых инвестиций просчитывается, но уже понятно, что они будут очень масштабными.

 

- Что вы купили у компании «Ависта»? Часть территории бывшего завода «Фосфор»?

 

- Да, у «Ависты» мы приобрели 38 объектов недвижимости, расположенных на территории «Фосфора», на основании владения которыми можно сформировать участок площадью 17,5 га. Это довольно интересное вложение на перспективу, там хорошая санитарно-защитная зона и избыток энергетических мощностей.

 

- Сейчас заводы Akron Holding работают на ломе, заготавливаемом в первую очередь вашими же структурами по всей территории России. Насколько стабилен в долгосрочной перспективе этот канал обеспечения сырьем? Рассматривается ли возможность диверсификации поставок?

 

- Мы стараемся диверсифицировать направления. Первичным источником сырья является металлолом, собираемый нашей компанией. Также покупаем продукцию у «РУСАЛа» для производства алюминиевого профиля, медную катанку для выпуска кабельно-проводниковой продукции заказываем у УГМК. Создан торговый дом для импорта металлолома, рассчитываем, что импорт обеспечит нам значительную часть сырьевой базы, уже ведутся пробные закупки в Европе, Южной Америке (Бразилия) и Африке (Марокко).

 

- Импорт себя оправдывает даже с учетом логистических затрат и таможенных издержек?

 

- Да. Понятно, что экономика там получается не слишком выгодная, но она все-таки есть и, главное, обеспечивает нам дополнительный стабильный канал обеспечения сырьем.

 

- «Акрон» задекларировал запуск в Тольятти собственного аутсорсингового центра (ЦОБ AKRON EXPERT) по обслуживанию бизнеса по вопросам бухгалтерии. Какой функционал будет выполнять центр? Предполагается ли, что помимо работы с предприятиями группы он привлечет на обслуживание и сторонних клиентов?

 

- Да, ради создания Центра обслуживания бизнеса AKRON EXPERT мы выкупили у Сбербанка офисное здание. Намерены бухгалтерские функции и кадровое делопроизводство предприятий холдинга по всей России централизовать на этой базе. Благодаря этому в Тольятти появилось 70 рабочих мест - сотрудников «АКРОН ЭКСПЕРТ». До конца этого года к ним добавится еще 200 работников. В первую очередь мы стремимся обеспечить новым сервисом собственный бизнес. Дальше, возможно, эта услуга станет носить рыночный характер, а мы сможем обслуживать и сторонние предприятия, не имеющие никакого отношения к нашему холдингу.

 

 

 

Что такое Akron Holding

 

Akron Holding начал работать на рынке с 2000 года. За это время он превратился в крупную группу компаний с многомиллиардными оборотами, тысячами сотрудников, десятками производственных компаний, став ведущей структурой в России и на территории СНГ в сфере ломосбора. В 2018 году холдинг скорректировал свою стратегию и пошел по пути вертикальной интеграции, приобретая металлургические предприятия, перерабатывающие лом, что позволило Akron Holding зарабатывать на каждом этапе передела. Общая численность работников всех компаний группы - более 8 тыс. человек.

Источник: http://www.63media.ru/