Новости> ИНТЕРВЬЮ ДЕНИСА МАНТУРОВА ИЗДАНИЮ «DIE WELT AM SONNTAG»

ИНТЕРВЬЮ ДЕНИСА МАНТУРОВА ИЗДАНИЮ «DIE WELT AM SONNTAG»

Во время посещения выставки Hannowermesse 2017 глава Минпромторга Денис Мантуров дал эксклюзивное интервью немецкому изданию «Die Welt am Sonntag». Публикуем русский перевод беседы.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Господин Мантуров, российской экономике не здоровится. На протяжении ряда лет продолжается сокращение производства, инвестиций, потребительского спроса и валового внутреннего продукта. Скажите, пик падения уже достигнут или начался процесс оздоровления?

Д.В. Мантуров. Развитие нашей экономики в предыдущие годы, без сомнения, характеризовалось отрицательными показателями. Но это изменилось. В прошлом году и в I квартале 2017 года мы отмечаем рост практически во всех отраслях промышленности, прежде всего, в обрабатывающем секторе. Прирост валового внутреннего продукта в этом году прогнозируется на уровне около двух процентов.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Значит ли это, что западные экономические санкции не оказывают никакого воздействия?

Д.В. Мантуров. Нет, конечно, мы ощущаем последствия экономического эмбарго. Бесспорно, для нас стало сложнее получать зарубежные кредиты.

Доступ к западным технологиям также прекратился. Но российская экономика адаптируется к этим внешним ограничениям.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Привлекаете деньги и технологии на других рынках?

Д.В. Мантуров. Кредиты, которые нужны предприятиям, предоставляют российские банки. В рублях. Это работает. Технологии из Европы мы заместили успешно технологиями из тех стран, которые нас не бойкотируют.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». И эти страны могут заместить поставки с Запада?

Д.В. Мантуров. Кроме этого, мы также расширили и нарастили наши собственные компетенции в тех сферах, где это было необходимо.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Вы можете привести конкретный пример?

Д.В. Мантуров. Возьмем, к примеру, сельхозмашиностроение. Если в 2012 году доля российских производителей сельхозтехники на внутреннем рынке составляла 19%, то в прошлом году она достигла 54%.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Но это не высокие технологии.

Д.В. Мантуров. Хорошо, давайте возьмем, другой пример - фармацевтическую промышленность. Этот рынок растет у нас каждый год на 15%. В 2009 году доля наших производителей составляла 17%, сейчас – 30%. Или, к примеру, автомобильная промышленность: более 80% легковых автомобилей, проданных в нашей стране, в прошлом году, полностью произведены или собраны в Российской Федерации.

 «ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Тем не менее, отсутствие западных товаров приводит к проблемам в снабжении. Как это влияет на население? В ходе одной моей поездки в Калининград люди там жаловались на то, что некоторые продукты питания стали недоступны по цене…

Д.В. Мантуров. Я не знаю, с кем Вы там говорили. Но, если посмотреть на данные статистики или же просто зайти в любой продовольственный магазин, то Вы увидите, что до 90% импортных продуктов питания замещены и их можно купить по вполне нормальным ценам.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Все так просто? Россия же многие годы по многим товарным позициям зависела от импорта продуктов питания.

Д.В. Мантуров.  Вы же сами сказали, что сельское хозяйство - это не высокие технологии. Сейчас у нас по всей стране строятся птицефабрики, животноводческие фермы. Кстати, мы экспортируем продукты питания, к примеру, на Ближний Восток в Китай.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Значит, что Россия может прокормить себя сама, независима?

Д.В. Мантуров. Я этого не говорил. Ещё есть определенные дефициты.

Например, мы продолжаем импортировать часть молочной продукции, говядины, овощей и фруктов: по этим позициям нужно увеличивать темпы производства.

Также мы стремимся к снижению зависимости от зарубежной селекции и генетики. И здесь у нас тоже есть успехи: за три года объем завезенных семян в целом снизился на 9%, в том числе, импорт семян картофеля сократился на 30%, овощей – более чем на 44%.

В животноводстве также нам удалось сократить импорт молочного скота на 40%. Есть, конечно, еще дефицит мальков рыбы на рынке. И экзотические фрукты, такие как ананасы или бананы мы по-прежнему закупаем. Как и Германия (смеется).

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Если Вас послушать, то можно подумать, что эмбарго Запада стало невольным толчком развития для России.

Д.В. Мантуров. Можно и так сказать.

 «ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Тем не менее Вы вероятно сегодня здесь потому, чтобы экономические отношения между странами снова нормализировались.

Д.В. Мантуров. Такого рода поездки обычно служат для установления контактов и обмена мнениями с партнерами. Я только что встречался с Федеральным министром экономики и энергетики Германии Бригитте Цюприс, с   Премьер-министром земли Нижняя Саксония Штефаном Вайлем, Премьер-министром федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания Эрвином Зеллерингом. Для меня важно расчистить дорогу для российских товаров на немецкий и европейские рынки и улучшить предпринимательский климат между нашими странами.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Для этого необходима оттепель в политических отношениях. Вы думаете, что время для этого уже пришло?

Д.В. Мантуров.  Оттепель или ледниковый период: экономика должна развиваться и основываться на прагматических подходах. И этот тезис действует также применительно к российско-германским отношениям. Наши экономические отношения не так плохи, как Вы пытаетесь их изобразить. Например, немецкие компании за последние 4 года построили в России 55 новых заводов.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Нельзя скрыть то, что отношения сильно расстроены.

Д.В. Мантуров.  Я так не думаю. Эмбарго есть, это факт, но в действительности же контакты между экономоператорами наших стран никогда не прерывались. Есть многочисленные проекты, инициативы и кооперационное сотрудничество на региональном уровне. Некоторые федеральные земли успешно развивают прямые экономические связи с российскими регионами.

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Разве жалобы от иностранных инвесторов не поступают? Немецкие предприниматели регулярно сообщают о проблемах, которые затрудняют реализацию бизнеса в России. О правовой незащищенности, бюрократии, невыполнении обязательств, коррупции….

Д.В. Мантуров.  Я не вижу проблемы. Когда мы встречаемся с иностранными компаниями, мы не просто сидим вместе и пьем чай. Мы говорим о возможных проблемах и пытаемся их решить.

Но положение не так драматично, как Вы это представляете сейчас. Вчера вечером у меня был деловой ужин с представителями немецких компаний, которые активно работают в России. И я говорю Вам: не было ни одной жалобы о каких-либо трудностях.

 «ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». Актуальные репортажи из России показывают, что протестные настроения россиян усиливаются. Все чаще проходят демонстрации, которые по слухам свидетельствуют о плохой ситуации в экономике. Что Вы делаете, чтобы удовлетворить запросы людей?

Д.В. Мантуров. Я полагаю, что Вы не совсем осведомлены о положении дел в России. Президент России Владимир Путин и Правительство Российской Федерации делают все, чтобы обеспечить экономический подъем в стране. С другой стороны, я сегодня здесь в Германии включил телевизор и увидел кадры протестов в Мюнхене. Я спрашиваю себя: как Вы тут удовлетворяете запросы людей?

«ВЕЛЬТ ам Зоннтаг». В России при Путине массовые протесты – это новинка. У нас же выражение неудовольствия обществом и демонстрации – это часть дискуссионного диалога, публичное волеизъявление граждан, которое является в определенном смысле частью нашей культуры.

Д.В. Мантуров. (смеется). Я не совсем уверен в том, что это лучшая часть Вашей культуры.

Источник: minpromtorg.gov.ru