Новости> Казахстан ведет борьбу с контрафактной кабельной продукцией

Казахстан ведет борьбу с контрафактной кабельной продукцией

На прошлой неделе председатель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что с января 2017 года правительство Казахстана откажется от регулирования цен на внутренних рынках. Таким образом, вслед за долларом и бензином в свободное плавание отправятся фактически все товары народного потребления, товары и услуги, включая коммуналку. Взамен кабмин обещает "включить" механизмы антимонопольного регулирования – типа наказаний за ценовые сговоры: не совсем ясно, правда, как это соотносится с поручением президента Национальному банку снизить инфляцию до четырех процентов в среднесрочной перспективе, то есть к тому же 2017 году. Поскольку ценовая свобода у нас сопровождается ценовой эйфорией, что наглядно продемонстрировал эксперимент с инфляционным таргетированием, когда Нацбанку пришлось гасить аппетиты рынка обширными интервенциями. Насколько же обширно распространена в нашем бизнесе социальная ответственность (и ответственность вообще) в пятницу проиллюстрировал вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, который на первом форуме отечественных товаропроизводителей рассказал о попытках наших предпринимателей втюхать заказчикам джипы Toyota Land-Cruiser с сертификатом СТ-КЗ, то есть под маркой "Сделано в Казахстане".   

По словам господина Жумангарина, избавляться от механизмов ценового регулирования правительство будет постепенно: с 1 января следующего года под регулированием останутся только высококонцентрированные рынки в реестре доминантов. "Это там, где недостаточно развита конкуренция, - пояснил глава профильного комитета. - А с 1 января 2017 года отпускаем (ценовое регулирование – прим. авт.), но на смену придут антимонопольные инструменты регулирования. Мы опять также будем смотреть — за ценовой сговор, за злоупотребление монопольно высокой ценой, за злоупотребление доминирующим положением субъектов будем наказывать. Это достаточно сложная работа, но весь мир двигается именно так. Потому что любое ценовое регулирование - это барьер для бизнеса. Для нормального развития экономики альтернативы развития конкуренции нет", - добавил он. То есть вслед за долларом, бензином и ценами на хлеб в свободное плавание отправится стоимость железнодорожных и внутренних авиаперевозок, газоснабжения и электроснабжения. "Недавно мы выпустили из-под регулирования внутренние авиаперевозки, потому что образовалась четвертая авиакомпания. Есть прецеденты цен по тем же маршрутам. На сегодняшний день, несмотря на то, что мы выпустили, повышения цен не наблюдается на авиаперевозки, - попытался он доказать, что ничего катастрофического в уходе регуляторов с рынков не произойдет. - Бизнесу дается свобода действий, свобода предпринимательства, свобода конкуренции. Конкуренция порождает соревновательность. Соревновательность порождает снижение цен либо не позволяет их резко повышать, поэтому с 2017 года от регулирования цен отказываемся", - резюмировал Жумангарин.

Помнится, в лихие 90-е бизнес на постсоветском пространстве исполнительная власть повсеместно тоже отпустила бизнес в свободное плавание, надеясь, что рынок сам все отрегулирует – и в итоге регулирование тогда ограничивалось только толщиной кошелька потребителя. Можно, конечно, утешать себя тем, что за четверть века наше предпринимательство стало более цивилизованным и созрело для саморегулирования. Однако факты говорят об обратном – тот же Жумангарин на той же пресс-конференции сообщил, что в последнее время Комитет по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции провело аж 75 расследований, связанных с повышением отпускных цен на горюче-смазочных материалов, на продовольственные товары и лекарства. По словам главы комитета, по итогам расследований на рынке реализации сахара и мяса курицы в Алматинской и Павлодарской областях субъекты рынка, необоснованно повысившие цены, привлечены к административной ответственности на общую сумму свыше 3 миллиона тенге. "Также установлены факты необоснованного повышения цен на продовольственные товары – на мясо курицы, окорочка, сахар, яйца - в Южно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Кызылординской, Западно – Казахстанской областях. Данные материалы после утверждения будут направлены в суд. Сумма предполагаемого штрафа с конфискацией необоснованно полученной прибыли превышает 20,5 миллиона тенге. Вместе с тем, по предварительным данным, в ряде начатых расследований в Алматы, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областях не усматривается признаков нарушений антимонопольного законодательства, то есть повышение цен на сахар, хлеб, подсолнечное масло, окорочка произошло по объективным причинам", - сообщил он.

Кроме того, по словам Жумангарина, 13 ноября 2015 года завершено расследование в отношении компаний – "КМГ ?німдері", "Гелиос" и "Sinooil" по признакам антиконкурентных согласованных действий. Предполагаемая сумма штрафа в этом случае составляет свыше 220 миллиона тенге – и это не единственные случаи пригрешений отчественного бизнеса, оглашенные на этой неделе. В пятницу в ходе первого форума товаропроизводителей Казахстана вице-премьер Бакытжан Сагинтаев сообщил, что в начале этого года джипы Toyota Land-Cruiser поставлялись недобросовестными поставщиками с сертификатом СТ-КЗ. Напомним, что в Казахстане действует национальный сертификат СТ-КЗ, свидетельствующий о казахстанском происхождении той или иной продукции, обладатели которого получают определенные преференции при закупках товаров, работ и услуг крупными компаниями. В стране недавно развернуто сборочное производство под маркой Toyota, однако модель Land-Cruiser никогда не собиралась в Казахстане. "В начале года был курьезный случай, уже некоторые компании у нас покупали джипы "Ланд Крузер" под сертификатом СТ-КЗ. То есть доходило до смешного, но сейчас национальная палата предпринимателей "Атамекен" проводит жесткую работу здесь, поэтому я обращаюсь к бизнесменам – здесь должна быть честная игра, — сказал Сагинтаев. - Для поддержки отечественных производителей мы ввели сертификат о происхождению СТ-КЗ, здесь у нас вопросы возникают – я призываю отечественных бизнесменов к честности: если вы получили этот сертификат, то надо представлять нашу продукцию, а не получив бумагу, завозить из других стран под видом СТ-КЗ и играть нечестно на этом поле", — добавил он. По словам вице-премьера, одной из главных проблем закупок товаров, работ и услуг является не только работа с крупными компаниями по заключению долгосрочных контрактов с отечественными производителями, но и в том, чтобы товаропроизводители, получившие такие контракты, соблюдали требования по локализации производства. "Это очень важная для нас тема, думаю, что министерство по инвестициям и развитию будет очень жестко следить за этим", — пообещал Сагинтаев.

Также он отметил, что зачастую предприниматели, которые заключают контракты на поставку товаров, но сами их не производят, потом "проходят мимо нашего товаропроизводителя". "Но раз мы вам помогаем, должна быть и обратная дорога с вашей стороны, чтобы в дальнейшем в субподрядах применялись только наши отечественные продукты", — подчеркнул вице-премьер. В общем, увещевание предпринимателей – это хорошо, однако если при таком количестве подозрений отечественного бизнеса в нечестной игре цены отпускаются в свободное плавание, то неясно, как Национальному банку выполнять поручение президента сдерживать инфляцию на уровне 4 процентов в среднесрочной перспективе, то есть в ближайшие три года.  Напомним, что это поручение было дано ноль первым в ходе обращения Нурсултана Назарбаева с посланием народу Казахстана. "В рамках инфляционного таргетирования Национальный банк должен снизить уровень инфляции до 4% в среднесрочной перспективе", — сказал он в понедельник. По словам главы государства, для этого должен полноценно использоваться механизм гибкого изменения процентных ставок. Как известно, в настоящее время целевой коридор инфляции составляет 6-8%. Ожидается, что по итогам 2015 года инфляция выйдет за пределы верхней границы этого коридора – и если цены на регулируемых ныне рынках будут отпущены в свободное плавание, то как Нацбанк будет бороться с инфляцией, абсолютно неясно никому, кроме фантазеров из кабмина.

Тут, правда, у правительства имеются некоторые оправдания: так, на прошлой неделе вице-министр по инвестициям и развитию Сакен Сарсенов обвинил казахстанцев в том, что они не пользуются возможностями по экономии денежных средств, которые предоставляет им кабмин. Например, целых 30 процентов казахстанцев не меняют тарифы, в связи с чем он посоветовал им почаще переходить на более дешевые тарифные планы как можно чаще. "Что касается вопросов тарифов сотовой связи, в Казахстане они у нас очень конкурентоспособные. Если говорить в цифрах, то сейчас минута в среднем стоит 3,3 тенге, - заявил Сарсенов. - Если вы видите сейчас тарифы, например, месячный пакет за тысячу тенге, вы можете внутри сети разговаривать сколько угодно, на других абонентов сотовой связи от 100 минут и так далее. Это очень выгодные тарифы. Но я могу констатировать факт, что у нас 30 процентов абонентов, к сожалению, не меняют эти тарифные планы. Они сидят на старых тарифах, которые с 2011-2012 года, они дорогие. Поэтому я хотел бы призвать наших граждан: сотовые операторы их автоматом не могут перевести на более выгодные тарифы, поэтому граждане должны сами переходить на эти тарифы", - отметил он. При этом, по словам вице-министра, по итогам 2014 года по рейтингу ООН Казахстан занимает 17 место по самым дешевым сотовым тарифам в мире. "С учетом недавних вещей, связанных с инфляционным таргетированием тенге, то я думаю, что по итогам 2015 года Казахстан будет еще лучше", - добавил Сарсенов. Если б знать еще, на каком месте мы в международных рейтингах по соотношению доходов населения со стоимостью продовольствия, бензина, продовольствия и тех же сотовых услуг – цены бы нашему кабмину не было. А так мы имеем только обещание того же Жумангарина, что к концу 2019 года коммунальные тарифы в Казахстане могут вырасти на 80 процентов…

Отечественный бизнес, впрочем, тоже плачет не меньше потребителей, по другим, правда, причинам, большей частью – геополитическим. На прошлой неделе национальной палате предпринимателей "Атамекен" пришлось обращаться с официальным обращением к Федеральной таможенной службе Российской Федерации с просьбой помочь в разрешении критической ситуации, сложившейся на российском участке внешней границы Евразийского экономического союза. По информации Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан "КазАТО", с 25 ноября на таможенных постах Верхний Ларс (российско-грузинский участок границы), Троебортное и Крупец (российско-украинские участки границы) ограничен проезд казахстанских автотранспортных средств, следующих транзитом из Турции через территорию России в Казахстан. По состоянию на 2 декабря, на указанных таможенных постах скопилось 74 фуры. "В настоящее время, по информации, полученной от КазАТО, порядка 35 машин уже десятые сутки находятся на нейтральной территории в непосредственной близости от перечисленных таможенных пунктов без возможности следовать альтернативными маршрутами и вернуться назад. Казахстанские водители оказались в очень затруднительном положении: неблагоприятные погодные условия, отсутствие элементарных бытовых удобств и финансовых средств для жизнеобеспечения", — говорится в сообщении НПП. Нацпалата отмечает, что санкции против Турции вводятся Россией с 1 января 2016 года, "а ограничение предпринимательской деятельности уже сегодня не соответствует духу интеграции и взаимовыгодным отношениям". "В связи с вышеизложенным НПП РК "Атамекен" призывает Федеральную таможенную службу России разрешить сложившуюся ситуацию путем обеспечения транзитного проезда казахстанских грузов через внешнюю границу Евразийского экономического союза, следующих из Турецкой Республики в Республику Казахстан", — резюмируется в сообщении.

В субботу, впрочем, глава комитета государственных доходов министерства финансов Казахстана Даулет Ергожин заявил, что российская таможня обещала пропустить казахстанские фуры, застрявшие на границе с Россией после начала российско-турецкого кризиса. "Представительству Федеральной Таможенной Службы России официально был вручён список автомашин с просьбой принять необходимые меры по выпуску их в сторону Казахстана. ФТС России заверили, что в ближайшие дни их всех пропустят. Посмотрим – подождём", — написал Ергожин на своей странице в Facebook. Ввиду вот этого вечного нашего правительственного "посмотрим – подождем" в национальной палате предпринимателей рекомендуют казахстанским перевозчикам товаров из Турции, оказавшимися в затруднительном положении после обострения российско-турецких отношений, пользоваться альтернативными маршрутами до 1 января следующего года, когда запрет формально вступит в силу. "Так, в настоящее время порт Актау имеет возможность обработки паромов на регулярной основе", — говорится в сообщении "Атамекена". Одновременно комитетом транспорта министерства по инвестициям и развития ведутся переговоры с Азербайджанской стороной по вопросу максимального снижения цены за перевозку грузов паромами в двустороннем сообщении через Каспийское море.

Тем временем, в самом правительстве признают, что без кувалды и какой-то матери у нас проблемы предпринимателей с госорганами не решаются. На уже упомянутом форуме предпринимателей вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев в пятницу предположил, что его "нелицеприятные высказывания" в адрес руководства национальных компаний республики по поводу их взаимоотношений с отечественными товаропроизводителями помогли в увеличении объема долгосрочных контрактов нацкомпаний с казахстанскими предпринимателями. "С начала года, с марта месяца мы начали активно заниматься закупками, здесь  в первых рядах я вижу именно тех людей, которые отвечают в наших нацкомпаниях именно за закупки, и они каждый месяц, особенно в начале года выслушали от меня немало нелестных высказываний в свой адрес за то, что очень плохо идет работа по заключению долгосрочных контрактов, — сказал Сагинтаев. - Могу сказать, что за март–ноябрь мы смогли продвинуться на триллион тенге, то есть если у нас на начало года долгосрочных контрактов запланировано нацкомпаниями по линии "Самрук-Казына" на 3,3 триллиона тенге, то сегодня мы эту цифру довели до 4,2 триллиона тенге", — заметил он. Вице-премьер считает, что "по итогам года у нас будет цифра еще больше". "И эта работа будет далее продолжена, — пообещал он сидящим в первых рядах пленарного заседания форума представителям нацкомпаний. - Немало усилий нам это стоило, барьеров бумажных – всякие инструкции, всякие правила, какие-то там решения и протокола внутри самого холдинга (АО "Самрук-Казына", в группу которого входят национальные компании), которые пришлось ломать – много было. И я благодарю, что компании пошли навстречу и начали эту работу проводить по-другому", — добавил он. Что тут скажешь? Какую программу наши чиновники в наши нацкомпании заложили, с такой теперь бизнесу работать и приходится…

Помимо собственных головотяпов, предпринимателям приходится бороться и с иноземной продукцией, которая с каждым днем становится все изощреннее: Сагинтаев на форуме отметил, что в последнее время белорусские производители молочной продукции стали оформлять свою продукцию "под казахстанского производителя" с использованием бренда "Великая степь" для продажи ее на территории Казахстана. "Буквально мы на днях были в Москве, проводили очередное заседание Совета Евразийского экономической комиссии, И  в ходе данного Совета член коллегии ЕЭК Нурлан Алдабергенов, отвечающий за вопросы антимонопольной политики, мне сказал такой факт, что белорусские производители молочной продукции свои пакеты оформляют полностью, как казахский производитель, — сказал Сагинтаев. - Они дают казахское название, но пишут мелким шрифтом, что произведено в Белоруссии. Но мы же когда мы покупаем, не смотрим на мелкие шрифты. Мы смотрим на название. В некоторых местах, даже есть слова "Великая степь". Мы должны на наших комиссиях пресекать это. Надо будет, будем заседать еженедельно, главное, чтобы вы патроны подносили и подсказывали, где у нас идут нарушения", — обратился он к предпринимателям. Вице-премьер пояснил, что по предложению Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" при казахстанском правительстве создана межведомственная комиссия, которая будет заниматься вопросами незаконного оборота промышленной продукции. "Первое заседание комиссии мы провели буквально на прошлой неделе, рассматривали вопросы цемента, поставок контрафактной продукции:  аккумуляторов, а также кабельной продукции. Мы будем жестко пресекать те продукты, которые заходят на наш рынок с нарушениями", — подчеркнул Сагинтаев.

По его мнению, сегодня "можно смело гордиться нашими товаропроизводителями и нечего стесняться того, что мы сегодня производим". "Есть намного лучше вещи по качеству, по красоте и по дизайну, которые не уступают зарубежным аналогам, просто надо нам поменять свой менталитет, свою психологию в части того, что все, что блестит и зарубежное – это лучше. Есть моменты, что мы дальше покупаем то, что привыкли покупать, но я думаю, что мы только в начале большой дороги", — заключил заместитель премьер-министра. Присоединиться к оптимизму вице-премьера относительно светлого будущего казахстанской продукции хотя бы на внутреннем рынке можно только в одном случае – если опасения автора относительно роста стоимости на нее в магазинах окажутся беспочвенными. А это зависит, к сожалению, не столько от самих производителей, сколько от хозяев конечной точки распространения – магазина. Министр сельского хозяйства республики Асылжан Мамытбеков по этому поводу неоднократно приводил пример с куриными яйцами – наш бравый кабмин запрещает производителю реализовывать их больше чем по 10-12 тенге за штуку, зато в магазинах это же куриное яйцо беспрепятственно продается и по 20, и по 25, и по 30 тенге. То есть даже сейчас, с живым госрегулированием наша розница беспрепятственно зашибает по 100-150 процентов маржи (причем еще большой вопрос – платит ли она с них налоги полностью), а после преждевременной кончины этого регулирования сложно даже предположить, какую маржу будет извлекать наша розница. Между тем, пока наше правительство снимает с себя функции по регулированию одних рынков, к нему обращаются с просьбами ввести это регулирование на других.

Так, в среду в ходе конференции "Реабилитационные технологии и инновации социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями" исполняющий обязанности директора Научно-практического центра развития социальной реабилитации Казахстана Марат Ахметкалиев выступил с просьбой к правительству отрегулировать внутренний рынок слухопротезирования. "Хотел остановиться на слухопротезировании  в последнее время только в Алматы имеется более 30 организаций, которые занимаются слухопротезированием, продажей слуховых аппаратов. Среди них есть организация, которая при станции технического обслуживания открыта,  не отрегулирован этот рынок в Казахстане, все, кто хочет этим занимаются, — констатировал Ахметкалиев. - Мне кажется, здесь надо по линии министерства здравоохранения внести предложение в законодательном порядке решить вопрос, чтобы вопросами слухопротезирования занимались только специалисты, имеющие специальное образование и специальную подготовку", — добавил он. По утверждению эксперта, уже имеются жалобы и претензии от лиц, прошедших слухопротезирование в таких организациях. "Они потом идут в лечебные учреждения, да и к нам приходят с жалобами", — утверждает Ахметкалиев. Отмена же госрегулирования чревата тем, что слуховыми аппаратами начнут торговать не только на СТО, но и в кафе – такой поворот вполне вероятен был бы в 90-е, теперь, похоже, наш кабмин не прочь их вернуть…

Источник: contur.kz