Новости> «Дорожная карта» станет фундаментом для совершенствования госконтроля и надзора

«Дорожная карта» станет фундаментом для совершенствования госконтроля и надзора

«Дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в России на 2016–2017 годы должна стать фундаментальным документом, ориентированным не только на сокращение административной нагрузки на бизнес, но и на повышение безопасности граждан. Для этого в ней необходимо чётко прописать сроки внедрения ведомствами риск-ориентированного подхода при проведении проверок, причём сроки эти должны быть максимально сжатыми. К таким выводам пришли 4 февраля участники правительственной Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти, которую возглавляет министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Проект документа подготовлен Минэкономразвития совместно с экспертным сообществом во исполнение поручения руководителя Аппарата Правительства РФ Сергея Приходько от 13 октября 2015 года. По поручению Президента РФ Владимира Путина, которое он дал 30 декабря 2015 года, «дорожная карта» должна включать в себя мероприятия по исполнению президентских указаний, направленных на повышение результативности и эффективности проверок и контрольно-надзорной деятельности в целом, оптимизацию работы контрольно-надзорных ведомств и исключение дублирования их функций и должна учитывать необходимость принятия основополагающего закона о госконтроле, который должен быть принят в 2016 году. «Дорожная карта» должна быть утверждена к 1 апреля текущего года.

Представители контрольно-надзорных органов и бизнес-объединений в целом поддерживают документ, хотя отмечают, что в некоторой доработке он всё-таки нуждается. Экспертный совет при Правительстве РФ обобщил замечания и предложения, поступившие от экспертов и предпринимателей в ходе предыдущих обсуждений. Так, в документе пока не отражены мероприятия, направленные на реализацию январских поручений Президента о применении к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении нарушения и об обязательной идентификации личности заявителя при рассмотрении жалоб на предпринимателей. Министр Михаил Абызов согласился с тем, что включение этих мероприятий в документ необходимо.

"Дорожная карта" должна стать тем фундаментом по совершенствованию контроля и надзора, который комплексно затрагивает и описывает все сюжеты, связанные с этой работой. В этой связи необходимо включать сюда и сюжеты, которые идут у нас по другим поручениям Президента. В "дорожную карту" не надо включать то, что не касается совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Вот простой критерий», — считает министр.

При этом он отмечает необходимость более тщательной проработки вопроса распространения практики первичных предупреждений на все объекты и призывает объективно отнестись ситуациям, когда подобные мероприятия проводятся на объектах с серьёзными, масштабными общественными рисками.

Министр также поддержал предложение включить в документ мероприятия, направленные на реализацию антикризисных мер Правительства.

Эксперты также предложили более чётко прописать в документе порядок и сроки перехода на риск-ориентированный подход в работе контрольно-надзорных органов в 2017 году и больше внимания уделить региональным практикам в этой области. По мнению Михаила Абызова, перейти на риск-ориентированные проверки министерства и ведомства должны в самые короткие сроки, и эти сроки нужно указать в «дорожной карте». Сейчас в ходе проверок, по его данным, выявляется только 1% нарушений, что свидетельствует о наличии резерва сокращения контрольно-надзорных мероприятий.

Нам с 1 января 2017 года надо переходить на риск-ориентированный контроль и надзор, по шести ведомствам, на которые приходится 80% контроля, — точно, а в идеале — по всем! Давайте в рамках тех планов по внедрению риск-ориентированного подхода, которые мы приняли в прошлом году на подкомиссии, в этом году все поднадзорные субъекты распределять по группам риска, по каждой из групп риска формировать профиль, систему индикативных показателей, ставить это всё на ИТ-платформу — и вперёд. И уже план проверок на 2017 год формировать и подавать в прокуратуру на основе этой работы. Не надо ждать для этого никакого закона», — сказал Михаил Абызов.

Действительно, пока непонятно, когда должны перейти на риск-ориентированный контроль все ведомства, отметил представитель РСПП Александр Варварин.

По словам руководителя Экспертного центра при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасии Алехнович, снижение общего количества контрольно-надзорных мероприятий должно стать целевым ориентиром «дорожной карты».

Мы считаем, что исходя из международной практики мы в 2 раза сможем снизить это общее количество. При этом очень важно получать обратную связь от бизнеса, который подвергся проверкам, как плановым, так и внеплановым. Кроме того, нужно понять, какую картину мы имеем сейчас. У нас 140 видов контроля, около 40 органов контроля и надзора, но непонятно, сколько мероприятий проводится по каждому из видов контроля и надзора», — отметила она.

Сокращение числа проверочных мероприятий не должно быть самоцелью, а опираться нужно не только на мнение предпринимателей, но и на мнение граждан, предупредили участники обсуждения. Здесь нужно соблюдать баланс, уточнил Михаил Абызов. В Администрации Президента также считают, что «дорожная карта» должна иметь социально ориентированный характер.

Целью «дорожной карты» должно быть не только снижение количества проверок, но и устранение нарушений на ранней стадии, подчеркнул заместитель директора департамента МЧС Сергей Воронов. По его словам, здесь важную роль играют консультации с выходом на объект. В ведомстве предлагают законодательно обязать контрольно-надзорные ведомства проводить такие консультации.

Среди предложений Экспертного совета — конкретизация в «дорожной карте» работы по систематизации и актуализации обязательных требований, добавление пункта о механизмах замены государственного контроля в определённых отраслях экономики альтернативными рыночными механизмами, а также блоков, связанных с информационными технологиями, межведомственным взаимодействием и совершенствованием единого реестра проверок.

Экспертный совет также представил ряд предложений по части образовательной и просветительской деятельности, среди них — закрепление в «дорожной карте» периодического проведения семинаров по обмену наилучшими практиками для органов контроля и надзора. Обмениваться лучшими практиками должны и регионы, а опыт «передовиков», таких как Ульяновская область , должен тиражироваться в других субъектах РФ, считает член Экспертного совета Александр Брагин. Кроме того, по его словам, в документе нужно предусмотреть более чёткие сюжеты для запуска образовательных программ для руководителей контрольно-надзорных органов по обучению анализу профилей рисков, для утверждения справочников квалификационных требований и отраслевых методрекомендаций по проведению аттестации.

Помимо этого нужно развивать и систему дистанционного обучения, считает Михаил Абызов. По его мнению, необходимо создать единый информационный ресурс, где и руководители контрольных органов, и линейный состав могли бы учиться лучшим практикам. Новые методы и технологии позволяют, помимо прочего, экономить и финансовые ресурсы.

Говоря о затратах на ресурсное обеспечение реформы контрольно-надзорной деятельности, Михаил Абызов сообщил, что на эти цели с 2008 по 2012 год было потрачено 2,5 млрд рублей, или почти 100 млн долларов. Соответствующий доклад министр направил главе Правительства и вице-премьеру Сергею Приходько.

Я буду немножко непопулярен, но я буду предлагать, в том числе, это сделать не только за счёт ресурсов дополнительных, но ещё и за счет изъятия определённого рода ресурсов понемножку с каждого контрольно-надзорного ведомства», — предложил министр.

Один из вопросов, который предстоит решить, — вопрос администрирования исполнения «дорожной карты». В качестве одного из вариантов предлагается рассмотреть опыт реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы.

По итогам обсуждения министр Михаил Абызов дал поручение доработать проект «дорожной карты» с учётом замечаний экспертного и предпринимательского сообщества и госорганов и направить его в Правительство в ближайшее время.

Источник: open.gov.ru