Новости> Генеральный директор «Спецкабель»Андрей Лобанов дал интервью порталу «Корабел.ру»

Генеральный директор «Спецкабель»Андрей Лобанов дал интервью порталу «Корабел.ру»

Судовой кабель, казалось бы, не особо примечательный элемент, однако благодаря ему на судне сегодня работает вся электроника. Выберет компания при строительстве некачественный кабель – намучается с будущими ремонтами и переделками, произведет другая – такой, который в итоге никому не будет нужен, – не сможет его продать. А еще на судне часто обновляется техника...
На самые актуальные вопросы рынка судового кабеля отвечает генеральный директор ООО НПП "Спецкабель" Андрей Лобанов. 

Какие судовые кабели сегодня наиболее востребованы? Чем это обусловлено?

В основе большинства современных судовых кабелей – разработки полувековой давности. Они постоянно совершенствуются и модернизируются, в зависимости от меняющихся требований к судам, а также в связи с появлением новых материалов для производства.

Корабли в России строят еще с петровских времен. За века сеть верфей и заводов разрослась и оплела крупнейшие водные артерии страны. Однако, несмотря на постоянное развитие, судостроение относительно консервативно, не терпит поспешных решений. Сказывается и то, что само строительство судна – процесс длительный, стартующий еще «на бумаге», задолго до начала работ на верфях. Сегодня отчасти строят еще по тем проектам, которые были разработаны много лет назад. Соответственно, тогда же в расчеты были заложены и кабели, естественно, из существующих на тот момент.

Но надо сказать, что в предыдущие десятилетия мы создали по кабелям большой задел, так что до сих пор в полной мере номенклатура производимых нами изделий может обеспечивать все потребности современного судостроения в специальных кабелях.

Меняется ли соотношение военных и гражданских заказов судовых кабелей? Чем это можно объяснить?

На примере нашего завода могу сказать, что в целом доля выпуска военных кабелей растет. Однако, когда мы выполняем заказы с военной приемкой, не всегда владеем информацией, для какого объекта ВПК они предназначаются. Поэтому трудно оценить, где именно – в судостроении или в других направлениях – сейчас наблюдается повышенный спрос на кабели.

Кроме того, план выпуска как военных, так и гражданских судов составляется на годы вперед. Учитывается финансовая ситуация, загруженность конкретных верфей и заводов… То есть в настоящее время судостроение реализуется по планам, составленным несколько лет назад и предусматривающим объемы и форматы строительства до 2025–2030 годов. А отражение сегодняшних событий в полной мере можно будет наблюдать лишь через 5–10 лет.

Кабельная отрасль, как поставщик комплектующих для судов, тоже живет по аналогичным правилам. По сути, кабели, разработанные когда-то под конкретный проект, лишь спустя годы, с началом строительства объекта, запускаются на производство.

На что делать ставку производителям кабельной продукции, планирующим развитие направления судовых кабелей?

В первую очередь, на освоение новых материалов. Появление современных полимеров позволяет создавать кабели с улучшенными характеристиками. Это во многом определяет возможности совершенствования как самих будущих кабелей, так и оборудования, для которого они предназначены.

Во-вторых, учитывать регулярное обновление техники и технологий. Судостроению, как и в целом всей промышленности, свойственна тенденция непрерывной компьютеризации и автоматизации. Это значит, что всегда востребованы судовые кабели для компьютерных сетей и автоматики. Наше предприятие – одно из немногих, которое делает судовые кабели данного направления.

Как обстоят дела с сырьем для производства судовых кабелей? Все ли удалось заместить?

Импорт сырья существенно снизился, но на производстве кабелей это критическим образом не отразилось. Первое время работали на имеющихся запасах, а параллельно занимались поиском и заменой зарубежных материалов на отечественные. В большинстве своем уже переориентировались, но совместная работа химических предприятий и кабельных заводов по поиску подходящих полимеров продолжается. Для нас цель такого сотрудничества зачастую не только в поиске материалов, идентичных зарубежным, но и разработке сырья, превосходящего по своим характеристикам импортные аналоги.

В целом, весомую долю ввозимого ранее сырья заместили на отечественное. В первую очередь, предприятия химических отраслей сконцентрировались на замене полимеров массового применения, то есть на таких, которые требуются в больших объемах. Но пока без должного внимания остается ниша относительно редких материалов. Такие требуются исключительно в небольших партиях, при изготовлении специальных кабелей узкого назначения. Создавать отечественные аналоги таковым – дело ближайших нескольких лет, а пока российская кабельная отрасль в этом сегменте по-прежнему используют импортное сырье. Это и складские запасы, где-то параллельный импорт, да и не все зарубежные поставщики отказались от прямого сотрудничества с таким перспективным рынком сбыта, как наша страна.

Как в судостроении происходит переход с импортных кабелей на отечественные?

До недавнего времени объем импортных кабелей в судостроении был достаточно заметным. Продукция массово шла из Южной Кореи, Финляндии… Сейчас поставок практически нет или, если и остаются, то в незначительных объемах. Освободившиеся ниши успешно занимают отечественные производители. Как видим, вакуума не образовалось.

Надо сказать, что уход иностранных игроков с российского рынка открыл возможности перед российскими кабельщиками. Конкуренция здесь достаточно сильная, а это говорит о том, что даже на сегодняшний момент отечественная кабельная отрасль может закрывать потребности в таких изделиях.

Развитие СМП – одна из важнейших задач России. Какую продукцию вы сегодня выпускаете (планируете выпускать) для освоения арктической зоны? 

Северный морской путь еще только предстоит осваивать в полной мере. У нас для этого разработана специальная серия кабелей под маркой СКАБ. Позиционируем их в целом как кабели для экстремальных условий, но подразумеваем, прежде всего, арктические широты. Под этой маркой собраны кабели для промышленных зданий и сооружений, для объектов нефтегазовой отрасли Крайнего Севера и других регионов с суровым климатом. Сегодня наши кабели используются для строительства кораблей, платформ для добычи газа и нефти на шельфе…

Арктическое применение кабелей предполагает их эксплуатацию при крайне низких температурах, до минус 88 °С, тогда как для остальных климатических зон этот порог не ниже минус 60 °С. Первое, что страдает от воздействия экстремального холода, – защитная оболочка кабеля. Необходимо обеспечить ей запас прочности и стойкости, с учетом не только неподвижной эксплуатации в суровых условиях, но и возможного монтажа. А это уже многократные изгибы при прокладке, что чревато повреждением защитного слоя, а как следствие, его сердцевины. 

Даже для прокладки в вечной мерзлоте у нас есть надежные бронированные, повышенной прочности решения. Сегодня с точки зрения кабельной продукции мы удовлетворяем все запросы предприятий, ведущих деятельность в северных широтах. Если возникнут новые задачи, то будем их реализовывать. Потенциал огромен.

Какой вклад вносит предприятие в охрану окружающей среды и обеспечение безопасности судовождения?

Тут стоит сказать о многогранности ответственности. С одной стороны, как производственного объекта, с другой – с точки зрения готовой продукции, с третьей – как части общества.

Что касается нас, как производителей и поставщиков, то вклад в охрану окружающей среды заключается в том, чтобы не оставить природе в наследство кучи мусора. Мы делаем продукцию с повышенным сроком службы – до 40 лет, а значит, кабель реже демонтируется и меньше засоряет природу. По сути, сроки эксплуатации в целом корабля и нашего кабеля совпадают, и кабель будет функционировать весь жизненный цикл плавсредства, не нуждаясь в замене.

Кроме того, на всех этапах деятельности мы отслеживаем отходы: сортируем и сдаем, что возможно, на вторичную переработку. Новую жизнь получают медь и некоторые виды пластика. Остальное утилизируем в соответствии с существующими правилами.

Предприятие следит также за показателями выбросов. Мы находимся в черте города, и требования здесь высокие.

С точки зрения готового изделия, наш вклад в охрану окружающей среды обеспечивается повышенной надежностью и безопасностью кабелей, которые мы делаем. Эти качества проверяются еще на этапе лабораторных испытаний. В реальных условиях изделие, погруженное в водную среду или же проложенное в земле, не принесет им вреда. Оболочка повышенной прочности и стойкости защищает кабель и окружающую среду от взаимного влияния друг на друга.

И о нас, как части общества: каждый лично понимает свою ответственность и посильный вклад в сохранность окружающей среды, воспитывает в себе разумное потребление и утилизацию отходов. На предприятии собираются и сдаются на вторсырье древесно-бумажные и пластиковые отходы, батарейки и т. д.

Назовите основные ошибки при выборе кабеля для судна.

По сути, выбор кабеля для судна происходит дважды. Первый раз – на этапе проектирования, когда закладываются требующиеся характеристики будущего изделия. Второй раз – на этапе строительства, когда выбирается уже конкретная марка кабеля и производитель. 

Самая распространенная ошибка – исключительный приоритет низкой цены. Выбирая самый дешевый кабель, заказчик не всегда отдает себе отчет в том, что за этим может стоять. Чем дешевле кабель, тем дешевле материалы, использующиеся при его изготовлении. От этого может страдать качество и срок службы кабелей, что в дальнейшем это отразится на работе оборудования и самого судна.

Относительно молодое заблуждение – выбор кабеля под исключительно сегодняшние потребности оборудования. Не следует забывать, что за время жизненного цикла корабля, а это около сорока лет, оборудование неоднократно проходит модернизацию. Каждое новое поколение информационной техники требует более современных специальных кабелей. Если электродвигатель может проработать несколько десятилетий в первозданном виде, то различные системы информационной оснащенности и управления совершенствуются едва ли не каждые пять лет.

Если при строительстве не учесть такое стремительное развитие техники и электроники, то каждый раз придется заниматься переустройством кабельной трассы. А заложив кабель с учетом перспективных потребностей, вы избавите судно от экстремальных переделок и создадите условия для более комфортного внедрения новейших систем, в частности для перехода от радио- к космической связи, для интеграции новейших навигационных систем и т. д.

Таким образом, разумно закладывать кабель, который решает задачи не только сегодняшнего дня, но и предусматривает возможности совершенствования и модернизации судна в будущем.
 
Перспективы развития предприятия в области производства судового кабеля на ближайшие 5 лет.

Мы сейчас достаточно плотно занимаемся разработкой нового класса судовых кабелей. В ближайшие 5 лет планируем выпустить серию суперсовременных радиочастотных кабелей. Разработки ведутся для будущих проектов. Предполагаем, что через несколько лет строящиеся корабли и гражданские суда будут комплектоваться кабелями нового поколения. 

Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/rynok_sudovogo_kabelya_chto_prodavat_i_kuda_vkladyvatsya.html