В России может появиться первый завод по производству преформ, которые необходимы для создания оптоволокна. Строительство находится на уровне проектной документации, выпустить первую продукции завод сможет не ранее 2027 г. Вклад преформ в себестоимость готового кабеля составляет до 70%. Производители ожидают поддержки рынка со стороны государства.
Генеральныи? директор АО "Оптиковолоконные системы" (единственный производитель оптоволокна в РФ) Андрей Николаев на конференции TransNet сообщил, что по объему проложенного оптоволокна на душу населения Россия отстает от мировых лидеров, Китая в частности, в четыре раза: в Китае на 1,5 млрд населения приходится 250 млн км оптоволокна, в России - на 150 млн человек приходится 6 млн км. Однако, по словам Андрея Николаева, в недавно появившейся Стратегии развития отрасли связи нет плана, как Россия будет преодолевать этот разрыв.
"Вторая проблема, - отмечает Андрей Николаев, - это защита отечественных производителей на российском рынке. Ранее и Китай, и Индия создавали производство полного цикла, закрывали рынки, заставляли иностранцев организовать совместные предприятия и выходили на конкурентный уровень производства".
По данным "Оптиковолоконных систем", их доля на российском рынке упала с 30% в 2021 г. до 22% в 2023 г., в то время как китайские поставщики в 10 раз увеличили долю на рынке РФ: с 6% в 2021 г. до 62% в 2023 г.
"Мы напрямую сталкиваемся с китайцами, но наши цены на сырье примерно равны ценам на готовую продукцию из Китая, которую они предлагают на российском рынке. Мы в неравной борьбе стараемся выживать, в том числе за счет дифференциации, за счет поддержки от таких компаний, как ПАО "Ростелеком", и проекта TeaNext", - добавил Андрей Николаев.
По его словам, после событий 2022 г. обрушились цепочки поставок сырья из Европы и Японии, а именно - японские преформы производства Sumitomo Electric Industries Ltd перестали быть доступными в РФ, поэтому в России ожидают появления отечественного завода по производству преформ.
"Проект завода по производству преформ пока на уровне проектной документации. Визуализация завода почти закончена, есть также понимание по оборудованию. Это сложный проект в контексте экономических реалий. При существующих на рынке ценах на волокно непонятно даже, как окупать операционные затраты", - добавил директор АО "Оптиковолоконные системы".
На вопрос корреспондента ComNews, когда появится завод, Андрей Николаев ответил, что строительство занимает около двух лет, после того как появляется финансирование: "2027 г. - аккуратный прогноз, когда могут появиться первые преформы. Надеюсь, будет оформлена такая финансовая конструкция, которая позволит запустить проект".
Исполнительныи? директор J’son & Partners Consulting Сергеи? Шавкунов отметил, что по структуре доходов рынка оптического волокна вклад преформ в себестоимость готового кабеля составляет до 70%.
Директор по развитию ООО "Костромакабель" Артем Со??ловьев заявил: "Мы видим, что в распределительных сетях того же "Ростелекома" часто используется кабель не российского производства".
Коммерческий директор АО "МКФ" Денис Синельник добавил, что драйвером роста рынка производства волоконно-оптических кабелей может быть только экспорт, но для этого нужна помощь государства.
По данным "Оптиковолоконных систем", годичная потребность в оптоволокне до 2030 г. может вырасти как минимум в полтора раза при активизации политики технологического суверенитета в отрасли связи; при базовом сценарии к 2035 г. потребление оптоволокна в РФ может вырасти до 13,5 млн км относительно 5,3 млн км в 2023 г.; а при оптимистичном прогнозе потребность может достичь 23,3 млн км.
"При разработке Стратегии развития отрасли связи до 2035 г. , отдельные участники обсуждения пытались затормозить развитие инфраструктуры проводного широкополосного доступа введением ограничения на скорость интернет-доступа на уровне 1 Гбит/с, очевидно, с тем, чтобы гарантировать возможность использования старых медных проводов еще много лет. Это искусственно ограничивает рынок. Имеет смысл вернуться к этой теме и пролоббировать единую техническую политику систем проводного ШПД с их тотальным переводом на оптоволокно и введением скоростей передачи не менее 10 Гбит/с. Это дало бы мощный стимул развития оптоволоконной инфраструктуры. Получившаяся в результате длительных дискуссий Стратегия должна быть концепцией ускоренного развития телекоммуникационной инфраструктуры, а не фиксировать отсталость страны на ближайшие 10-15 лет", - заявил ведущий научный сотрудник Центра прикладной фотоники Сколковского института науки и технологии Виталий Шуб.
Технический директор АО "Москабель-Фуджикура" (МФК) Олег Длютров сообщил, что с 1999 г. за 24 года работы завод изготовил более 250 тыс. км оптического кабеля, с использованием 6,5 млн км оптического волокна, однако срок службы оптоволоконного кабеля составляет 25 лет. "В России около 10 тыс. км линий связи, которым около 25 лет, и возникает вопрос, что с ними делать. По-хорошему эти линии надо заменять на новые, но операторы делать это не торопятся. Просто эксплуатировать линии и ждать, когда они развалятся, - это риски потери трафика и больших ремонтов. Могут пойти лавинообразные отключения. Наверное, стоит принимать решения о частичной замене, дальнейшей эксплуатации или полной перекладке линий", - рассуждает он.
Как напоминает Виталий Шуб, история о том, что кабель мутнеет, - не нова.
"Телеком-отрасль работает по принципу "работающее не чинят". Есть бизнес-практика операторов, когда работающий оптический кабель, находящийся под коммерческой нагрузкой, неприкосновенен. И разговоры, что магистральные линии связи необходимо переложить, относятся к разряду научной фантастики. Кабели будут использовать "до посинения" оптического волокна, потому что телеком-отрасль не терпит перерывов. Да, волокно мутнеет, стареет. Но поскольку оно суперчистое, в нем появляются только нанотрещины из-за внешних повреждений и напряжения. Эти трещины вызывают незначительное снижение пропускной способности", - объяснил Виталий Шуб.